Акиф Меликов: Неуместное менторство "героически молчавших" российских артистов - или как вляпаться в историю » Земляки |Новости СНГ
Россия / 27 ноябрь 2020 Просмотров: 393

Акиф Меликов: Неуместное менторство "героически молчавших" российских артистов - или как вляпаться в историю


Неуместное менторство "героически молчавших" российских артистов - или как вляпаться в историю

В историю можно попасть, а можно вляпаться. Автором этого блестящего афоризма является недавно покинувший наш бренный мир Михаил Жванецкий. Вспомнить это изречение я бы посоветовал российским культурным, общественным и политическим деятелям, которые написали открытое письмо в ЮНЕСКО о культурном и историческом наследии Нагорного Карабаха. И не только потому, что классиков нужно не просто почитать, но и почитывать.

Акиф Меликов


Куда важнее понять и признать, что у каждого из нас всегда есть право и возможность выбора. Она была и у великого Сальвадора Дали. Но один из самых известных представителей сюрреализма в свое время открыто стал восхищаться Адольфом Гитлером, озвучивая комплименты по поводу внешности фюрера. Вряд ли кто-то будет оспаривать величие Дали как художника. Но никто не забыл и о том, в какую историю он вляпался, открыто поддерживая человека, виновного в самой кошмарной и кровопролитной войне в истории человечества.

Можно вспомнить и о том, что нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин также совершил чудовищный, с точки зрения морали и нравственности, поступок. Он поддержал войну гитлеровской Германии против СССР. В своем дневнике 22 июня 1941 года он оставил такую запись: "Великое событие - Германия нынче утром объявила войну России - и финны, и румыны уже "вторглись" в "пределы" ее. После завтрака (голый суп из протертого гороха и салат) лег продолжать читать письма Флобера, как вдруг крик Зурова: "Иван Алексеевич, Германия объявила войну России!" Думал, шутит. Побежал в столовую к радио - да! Взволнованы мы ужасно. Да, теперь действительно так: или пан или пропал".

Безусловно, "Окаянные дни" Бунина от этого не стали менее великим произведением. Но все же пятно на имя Ивана Алексеевича легло.

Напоминаю обо всем этом с той лишь целью, чтобы подчеркнуть - даже великие люди порой совершали далекие от величия поступки. Именно такую ошибку, на мой взгляд, совершили все подписанты открытого письма в ЮНЕСКО.

О том, сколь многонациональной, толерантной страной является Азербайджан, в котором всегда высоко ценили культуру и искусство, все эти дамы и господа могут узнать у ведущих солистов Большого и Мариинского театров, которые неоднократно приезжали на гастроли в Баку. Замечу также, что я получал от них слова поддержки, пожелания установления скорейшего и справедливого мира в Азербайджане в те дни, когда наша страна вела по настоящему Отечественную войну за освобождение своих, находившихся более четверти века под армянской оккупацией, земель.

Освобождена была и великая Шуша - центр азербайджанской музыкальной культуры, где еще в 1898 году был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке - "Меджнун на могиле Лейли". В XVIII веке здесь жил и творил знаменитый азербайджанский поэт и визирь Карабахского ханства Молла Панах Вагиф. В Шуше родилась и жила Хуршидбану Натаван, известная, как "Хан гызы" (ханская дочь) - азербайджанская поэтесса, дочь последнего карабахского хана. Узеир Гаджибейли - выдающийся композитор и дирижер, также был родом из этого карабахского города. Здесь родился отец известного певца Рашида Бейбутова - Меджид Бейбутов, который также был популярным исполнителем своего времени. Шуша является городом, в котором родился и корифей национального певческого искусства Муртуза Мешади Рза оглы Мамедов, великий Бюльбюль.

В Сети опубликованы видеокадры, где показан разрушенный дом Бюльбюля, простреленный бюст прославленному ханенде. Предлагаю всем подписантам данного письма связаться с послом Азербайджана в России Поладом Бюльбюльоглы, чтобы из первых уст узнать, какие чувства испытывает человек при виде варварски разрушенного его отчего дома, при виде сломанного памятника отцу.

В свою очередь, всегда готов лично отвести всех подписантов письма во двор Национального музея искусств, где размещены бюсты Узеира Гаджибейли, Бюльбюля и Натаван. Армянские оккупанты изрешетили их пулями. Более того, они вывезли их в свое время из Шуши в Грузию, где собирались распилить на металлолом. Узнав об этом, в Баку нашли способ через подставные грузинские фирмы выкупить у армян и переправить в нашу столицу бюсты корифеев азербайджанской культуры.

Всего же, на оккупированных Арменией территориях Азербайджана было уничтожено 927 библиотек с 4,6-миллионным книжным фондом, 808 дворцов культуры, клубов и домов культуры, 85 музыкальных и художественных школ, более 100 тысяч экспонатов, собранных в 22 музеях, четыре художественные галереи, четыре театральных и два концертных учреждения, восемь парков культуры и отдыха, свыше 2000 исторических и культурных памятников.

Но никто из российских деятелей культуры, общественных и политических деятелей, что написали ныне открытое письмо в ЮНЕСКО, ни разу не возвышал свой голос, когда происходила оккупация территорий Азербайджана, когда в "кавказскую Хиросиму" был превращен Агдам, когда варварски уничтожалось культурное наследие Азербайджана на захваченных соседней страной территориях нашего государства. Молчали они и после того, как армянская сторона совершила геноцид мирного азербайджанского населения в Ходжалы.

Молчали не один год, а более четверти века. Хотя многие из них, на протяжении всего этого времени неоднократно посещали Азербайджан. Бывал в нашей стране, в частности, и прославленный дирижер Владимир Спиваков. Его 75-летие, также замечу, отмечалось в Баку. Но все это никак не остановило его от совершения шага, поражающего своей ошибочностью и однобокостью.

Нельзя выступать с менторских позиций в отношении народа, который пережил такую великую трагедию, как оккупация земель. Нельзя игнорировать чувства сотен тысяч азербайджанцев, которые более четверти века были лишены возможности вернуться на свою землю, в свои дома, которые, замечу, армянские оккупанты напоследок сжигали. Как сжигали и вырубали они и леса. Чтобы вернувшиеся на Родину азербайджанцам нанести как можно больший ущерб.

Но мы выстояли. Мы вернулись в Шушу, Лачин, Кельбаджар, в иные освобожденные уголки нашей Родины. Вернулись, чтобы вернуть этим местам былую красоту и величие. И уже известно, что в великой Шуше в следующем году пройдет целый ряд фестивалей и прочих культурных мероприятий. Убежден, что Шуша скоро станет культурным центром всего нашего региона. И все желающие, в том числе и авторы этого письма, смогут лично убедиться в этом, приехав в Шушу спустя пару лет. Надеюсь, что хотя бы тогда, увидев все своими глазами, поняв боль азербайджанского народа по поводу совершенных в отношении него преступлений и его радость от возвращения на Родину, все эти дамы и господа поймут, в какую историю они вляпались, подписав совершенно неуместное, однобокое обращение.

По материалам
Подпишись на наш телеграмм канал и узнай первым о выходе анонсов самых обсуждаемых новостей
Комментарии к новости
Добавить комментарий