Море житейское в миниатюре » Земляки |Новости СНГ
/ 12 июнь 2017 Просмотров: 306

Море житейское в миниатюре


Мир людей

Как обычно отмечают художники свои юбилеи? Конечно, новой выставкой! Тем более что предыдущая прошла пять лет назад в Доме Москвы. Петр Артемьич тогда еще сказал, что в Риге выставляется в последний раз — что опечалило его столичных поклонников. Ведь живет–то он в Даугавпилсе, на своей родине.

Выставка «Еще не вечер!..» открылась в одном из залов Даугавпилсского краеведческого и художественного музея. В зале можно увидеть работы в излюбленной технике художника — объемные, как он сам называет, скульптурные, или картины в 3D. Всего 45 работ, среди которых половину на время выставки дали хранители частных коллекций, другие — новые.

Всем нам памятны картины Худобченка — живые сценки из жизни, сказочные сюжеты, бытовые зарисовки, притчи, исполненные в виде маленьких забавных скульптур, размещенных на плоскости в прямоугольной раме. Море житейское… И все это несет радость, излучает добрую энергетику — именно они составили новую экспозицию.

«Абсентные грёзы» и золотая рыбка

Но сейчас Петр Артемьевич нашел и новый поворот темы — ироническое подражание абстракционистам:

— Племянница, учитель рисования, работающая в Англии, прислала альбом из серии «История искусств», где половину занимают работы от Леонардо да Винчи до середины XIX века, другую половину — художники ХХ века. И меня там возмутила одна работа Марселя Дюшана 1920–х — он пририсовал Моне Лизе д`артаньяновские усики и бородку.

Решил поиронизировать. Люблю ранние работы Пикассо — «Девочка на шаре», «Арлекин». Среди ранних у него есть картина «Любительница абсента». Сделал в объеме эту женскую фигурку, сидящую за столом, а вокруг нее «деформированные» музыкальные инструменты — мандолина, гитара. И назвал ее «Абсентные грезы».

Другую сделал с работами Марка Ротко, которые в моей картине висят на стене зала. Мимо них проходят два маляра с валиками и ведрами с краской, пожилой с колоритной внешностью и молодой. И бригадир говорит молодому: «Учись, студент!» Так называется и работа.

И новый поворот сказки о рыбаке и рыбке сделал — называется «Ну чего тебе еще надобно, старче?». Там у меня старик получает «бонусы» от золотой рыбки, после того как старуха не стала «владычицей морскою».

Художник на полигоне

Уроженец Даугавпилса, Петр Худобченок в 15 лет поехал учиться во Львовское художественное училище им. Ивана Труша. То, что станет художником, знал про себя еще лет с шести. А впервые приохотился к ремеслу еще раньше — года в четыре.

— Отец принес мне пластилин в коробке. Яркие брусочки привлекли мое внимание, думал, что это шоколадки, и стал пробовать их на зуб. Отец посмеялся и вылепил мне из этого брусочка какую–то необыкновенную лошадку. И это меня так поразило, что тут же стал сам лепить.

В шесть лет нарисовал санитарную машину — все вокруг восторгались и восхищались, и я «утвердился» в будущей профессии. А уехал во Львов, потому что хотелось быть подальше от родителей — поэтому мне не подошли художественные училища ни в Риге, ни в Лиепае.

Вернувшись на родину после училища, стал первым в истории художником–оформителем на местном комбинате бытового обслуживания (КБО). Через полгода забрали в армию. На сборном пункте новобранцев в Риге меня отобрали в Школу младших авиаспециалистов (ШМАС) — опять же на Украину, в Вапнярку Винницкой области. Там и прослужил художником, а через полтора года отправили во Львов — на аэродром техобслуживания при штабе Прикарпатского военного округа. Оттуда попал в Чехословакию, где в местечке Миловицы в 40 км от Праги стал художником солдатского клуба, оформлял офицерское кафе, местный музей.

Вернувшись, работал художником–оформителем и на заводе электроинструментов, и в КБО, и в АТП, а потом стал художником в местном ДК строителей. В качестве «халтур», приработков у меня были витражи и скульптуры для костелов в округе. Витражи делал в особой технике — это была, скорее, имитация витража из цветного стекла, потому что мы просто раскрашивали прозрачное стекло. Скульптуры были из гипса. Так что во всех жанрах поработал — даже кукол шил для местного театра.

«Интерлатвия» открыла мир

У меня зародилась мысль сделать в полном объеме некий мирок — чтобы была перспектива, житейский сюжет. Оттуда и пошли мои объемные скульптурные картины. Это примерно было в середине 80–х.

Как–то прочитал в газете, что появилась такая «Интерлатвия», которая возила и выставляла достижения нашей республики по всему миру. Сфотографировал свои «тарелочки» — мои объемные картины были не в прямоугольных рамах, а в круглых, и послал в «Интерлатвию».

Оттуда тут же позвонили — немедленно пришлите работы! Так и сотрудничал с ними года два–три. Мои работы тогда вывозились и успешно продавались во Франции, Италии, на Мальте, в Канаде.

Услышал по радио, что в Ленинграде в Экспоцентре объявлена Первая всесоюзная коммерческая художественная выставка. Отослал им фото 30 своих «тарелочек», меня пригласили, и все работы раскупили.

С Говорухиным и Жириновским

Мне поступил заказ от Верховного Совета СССР — сделать объемную картину на тему встречи Горбачева с Бушем. Потом и сам ВС часть работ у меня купил.

В России выставлялся все 90–е и в начале 2000–х — в том числе и в Совфеде, Госдуме, под эгидой Станислава Говорухина, главы комиссии по культуре. Познакомился с тогдашним его замом, актером и режиссером Николаем Губенко, с Николаем Рыжковым, последним премьером Союза.

Актер, которого бесконечно любил, народный артист СССР Михаил Глузский, даже приглашал меня пожить у него дома: «Супруга будет очень рада!»

Выставлялся в Фонде русской культуры у Никиты Михалкова, в Центральном доме ученых, в Музее Пушкина, в Поленово. Группа латвийских и российских художников тогда ездила с большой экспозицией в Хельсинки, и я среди них.

Помню свою встречу с Жириновским. Он шел с охраной и, видимо, не успел поесть — держал в руке какой–то пирожок, а охранник передавал ему стакан с соком — запить. Меня попросили провести для него экскурсию по своей выставке, он так и пришел с пирожком в зал. Даже на фото это видно.

У меня осталось очень интересное впечатление о нем. Все его эксцентричное поведение — думаю, чистое актерство. При личном общении Владимир Вольфович оказался выдержанным, вежливым, умным, чутким и тактичным человеком. Написал мне в книгу отзывов хорошие, мудрые слова.

Теперь, конечно, в Россию не так просто поехать, да и здоровье подводит. Делаю около 15 работ в год. Леплю фигурки и устанавливаю их на плоскость осенью–зимой, а покрываю краской по собственному рецепту весной–летом — чтобы можно было открыть окна и сушить. Уж очень она едкая.

Наталья ЛЕБЕДЕВА. 

Подпишись на наш телеграмм канал и узнай первым о выходе анонсов самых обсуждаемых новостей
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: