Символ веры негражданина Латвии » Земляки |Новости СНГ
/ 25 апрель 2017 Просмотров: 301

Символ веры негражданина Латвии


Каждая книга на русском языке, напечатанная ныне в нашей стране, — уже событие, а тем паче такого автора. Инициатор референдума по русскому языку как второго государственного «теневой» министр экономики от «Центра согласия», депутат Рижского горсовета от «Центра демократической инициативы» — кем только не был за последние четверть века Александр Гапоненко. Ну а ныне он один из официальных «врагов государства», регулярно профилактируемый (сиречь — преследуемый) национальными спецслужбами.

Непросто определить жанр 400–страничного труда Александра Владимировича: здесь и мемуары умудренного мужа на седьмом десятке, и исторический экскурс в прошлое Латвии, и даже богословский трактат. Разумеется, профессиональные историки и теологи легко отыщут передержки и слабые места по своей части — а мы со своей стороны отметим, что у любой книги должен быть редактор, даже если ее автор профессор и доктор наук. Извиняет то, что перед нами вдохновенное, целостное произведение национально–консервативного мыслителя и околополитического (т. к. в «конвенциональную» политику негражданин Гапоненко не допущен) деятеля — и потому автор не заморачивается проверкой фактов, дат, фамилий. Текст  »Люди греха и удерживающие» написан от души, в порыве, и потому не может не подкупать своей искренностью.

Тем паче что как раз биографические страницы книги А. Гапоненко наименее подвержены идеологической интерпретации. Из них можно почерпнуть впечатления маленького рижанина (родился Саша в Мелитополе, на востоке Украины) от жизни в конце Московской улицы в 50–60–е годы; картины работы и быта советской вузовской и академической интеллигенции 70–х и партийных работников 80–х; политического класса и нарождающейся буржуазии 90–х. Автор весьма скрупулезно рассказывает, что ели и пили в конкретный период времени, что делали на работе, какие заведения посещали в свободное время, какие фильмы смотрели и что читали. Жизнеописание сопровождается рискованными мизансценами, в которых автор — главный герой проявляет тягу к оружию — от самострела до «беретты», и не боится рисковать, убегая ли от военного патруля в самоволке (хотя сержант Гапоненко шел с вечерних занятий в ЛГУ) или присоединяясь к массовке у Бастионной горки в январе 1991 года. Много живых зарисовок известных персон — к примеру, чего стоит дегустация президентом Вике–Фрейбергой шпрот на фабрике, управляемой русским бизнесменом.

Сквозным мотивом идет противостояние А. Гапоненко «людям греха»: будь то на низком уровне мальчишка–цыган, заставлявший его курить вонючую цигарку, или чеченские подростки, укравшие лыжи у рижских туристов, латышская коллега, купившая шубку на деньги, полученные за стояние на баррикадах, — или на высоком уровне латвийские политические VIP и руководители спецслужб. На это «удерживающий» — т. е. противостоящий распаду общества и морали — автор, отвечает при поддержке религиозных основ, пришедших на смену коммунистических убеждений.

Александр Владимирович в партийной иерархии КПЛ находился на самой низкой ступени — лектором ЦК, оставаясь при этом преподавателем политэкономии военного училища имени Бирюзова. Уйдя в кооперацию в 1990 году и продолжая платить крупные членские взносы, он, между прочим, не подпадал ни под какие люстрационные рамки — и мог бы давно стать гражданином Латвии, возглавив политическую партию. Однако порядок вещей в  современном нашем государстве его принципиально не устраивает — отчего все получается именно так, а не иначе.

В связи с этим хочется напомнить анекдот, наверняка известный А. Гапоненко: «Не думай. Если думаешь — не говори. Если говоришь — не пиши. Если  пишешь — не подписывайся. Если подписался — то не удивляйся».

Впрочем, позиция Александра Владимировича является вполне востребованной в российском экспертном сообществе. «Люди греха и удерживающие» только что были представлены в рамках «Изборского клуба» под председательством Александра Проханова.

Николай КАБАНОВ.

Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий